17 июня 2016
Современная система непрерывного образования в Германии

Вступление современного общества в эпо­ху постиндустриального развития на рубе­же ХХ-ХХI вв. обусловило переход образо­вания на новую педагогическую парадиг­му, провозгласившую приоритет системы «образования в течение всей жизни» вмес­то системы «образования на всю жизнь», признанной единственным средством адаптации человека к изменяющейся сре­де обитания и сохранения идентичности человека.

По праву можно констатировать, что в наши дни в Европе уже не существует суверенных национальных государств классического типа, опирающихся на национальную экономику и обладающих исконной национальной культурой.

Созданию современной системы непрерывного образования в Германии предшествовал сложный период демократических преобразований. В результате проведенных реформ процесс непрерывного образования был условно разделён на два этапа: формальное образование (начальное, среднее, высшее), предшествующее трудовой деятельности, и дальнейшее (продолженное) неформальное и информальное образование, то есть сочетание учёбы в специально созданных учреждениях (первоначально в системе образования взрослых) и практической деятельности в сфере профессиональной занятости.

В заключение подчеркнём, что переход Федеративной Республики Германии на новую педагогическую парадигму стал началом серьёзных преобразований в системе просвещения, формирования новой интегрированной системы дошкольного, школьного, профессионального, высшего образования и широко разветвлённой сети различных учебных заведений как системы «образования длиною в жизнь». Она пред­лагает гражданам разнообразные виды и формы образовательных услуг и откры­вает перспективы профессионального и культурного роста, что стало возможным ценою преодоления серьёзных социально-экономических, политических, педагогичес­ких и культурных трудностей и решения сложных проблем, стоявших перед образо­вательной политикой Германии в течение последних 60 лет.

О системе образования в Германии см. подробнее: Писарева Л.И. Формирование современной системы непрерывного образования в Германии // Школьные технологии. 2015. № 1. С. 51-58.

____________________________________

А.О. Иванов